Чудеса великих чудотворцев епископов Пермских Герасима, Питирима, Ионы, иже мощи лежали на Усть-Выми в своей епископье

Чудо 1

Лета 7117/1609 году генваря в 20 день привезли жену некую, именем Анну, с Вычегды реки, с Лены, и случися ей болезнь люта, в недоумении бывшу и ума отсупившу; и начат вопити и терзати власы своя, зане бе еи крепко страшно, аки некто страшит ея. И в той болезни страдал жена та год, и не могии такие болезни претерпети, иде ко врачу и начать поведати о случившейся ей болезни. И внезапну возопи во утробе ея и начать терзати и глаголати: «Никто ми не может пособити и исцелити». И паде жена та, аки мертва, и пребысть в той болезни другии год и приближившу еи к смертному часу. И от тое зле болезни обещась ехати на Усть-Выми многоцелебных мощей и к великим чудотворцем Герасиму, Питириму и Ионе. И в тои болезни муж ея привезе ко гробу великим чудотворцем, и певше об неи молебная и в то время наиде на жену ту сон. И, востав, бысть здрава, аки николи ж болела. И возопив со слезами и припаде ко гробу великих чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы и прослави Бога и угодников Его и, помолившеся, отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 2

Того же году февраля в 19 день привезоша к чудотворцам на Усть-Вымь человека именем Фалелея из Заречья, близ Усть-Выми, поприще едино, лежащу ему огненною болезнию и дьявольским наветом отступившу ума. И начать себя бити и поверзашеся во огнь и в воду и зубы хапаше и многая непотребная глаголаше. Сердоболя ж его едва привезоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе, и начата об нем мети молебная и окропивше святою водою и в том часе бысть здрав. Отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его великих чудотворцев.

Чудо 3

155/1646-го году декабря в 15 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам с Вычегда Яренскаго городка некую жену, именем Ульяну. И дьявольским наваждением случися еи болезнь люта: руце и нозе разслабеша и не моги двигнутися с места на место, ни руце ко устом принести не могуще. Сердоболя же ея ношаху и кормяху от рук своих. И бысть в тои болезни лет на десять. И бывшу еи при смерти от тоя болезни и обещася на Усть-Вымь видети гроб великих чудотворцев. И сердоболя привезоша ко гробу великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. И певше об неи молебная и кро-пивше святою водою, и в том часе бысть здрава, аки ни-коли ж болев. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 4

Того же году апреля в 4 день привезоша на Усть-Вымь к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе некую жену разслабленну, именем Мамельфу, волости, нарицаемые Шежема, с Вычегда. Случися еи руками разслабети и не моги рук своих ко устом принести и лица своего перекрести. И в начале тоя болезни ухва-тила та жена в руке сухое древо и оцепеша рука ея и от того сухаго древа вода истече и не могоша древа того из рук ее отторгнути никто. И бысть в разслаблении всем телом два лета, и привезоша ее ко гробу усть-вымских чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе. И певше об ней молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великих чудотворцев и абие получи здравие. Отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 5

123/1615 году майя в 5 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам с Вычегды реки з Зеленца человека именем Фалелея. И бывшу ему в болезни изступи ума и начать несмысленныя глаголати и бесноватись. Сердобо-ля ж его привезоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе. И певше об нем молебная и окропиша святаго водою и приложиша ко гробу и абие здрава бысть. И отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 6

124/1616-го году марта в 25 день н праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы прииде человек именем Тимофей Васильев сын с Сысолы реки, деревни з Гари, к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. И мятше его дух нечистый и бяше вельми во вся дни. Мало ослабя и бысть в чувствии и певше об нем молебная и окропише святою водою и приложися ко гробу великих чудотворцев Герасиму, Питириму и Ионе и от тоя злыя болезни бысть здрав. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его великих чудотворцев Герасиму, Питирима и Иону.

Чудо 7

Того ж дни привезоша к чудотворцам отроча, имя-ше дух нечистый, Калинника Карпова сына с Сысолы реки, из Пажги. И бьяше его по вся дни нечистый дух беспрестани. Отец же его и мати держаще, и певше об нем молебная и приложиша его ко гробу великих чудотворцев Герасиму, Питириму и Ионе и окропиша святою водою и абие бысть здрав отроча. И пребысть отец его и мати у гроба великих чудотворцев, помолившеся, отъидоша в дом свои, радующеся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 8

Того ж месяца марта в 29 день привезоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе с Выми реки, с Серегова, отроча разслаблена Филипа Родионова сына, разслабеша рукама и ногама. И отец его и мати принесоша ко гробу великих чудотворцев Герасиму и Питириму и Ионе и певше об нем молебная и окропивше святою водою и приложиша ко гробу. И в том часе руце и нозе его стали прости, аки николи ж болеша, и бысть зрав. Отъидоша в дом свои радующеся величаху Бога и угодников Его.

Чудо 9

Месяца того же в 30 день привезоша ко гробу великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе Козму Игнатьева сына с Вычегда, Мыдорские деревни. Лежащу ему во огневой болезни тяжко и в болезни тои иступи ума своего и начать бесновати и глаголати несмысленная. И братья его привезоша ко гробу великих чудотворцев и певше об нем молебная и окропивше святою водою и приложиша ко гробу великих чудотворцев и абие бысть здрав. Отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 10

Того же лета месяца июня в 6 день на память преподобнаго отца нашего Лариона и преподобнаго Висариона, в тои же день Успениею, иже во святых отца нашего Ионы епископа, Пермьскаго чудотворца, привезоша некую жену именем Марью Еремиеву жену, из Ляль. Мучаше ея дух нечистый и от того иступивши еи ума и несмысленная глаголаше и лающе. И привезоша ее ко гробу великим чудотворцем Герасиму, Питириму и Ионе и певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великим чудотворцам; и в том часе бысть здрава и со всем разумом и смыслом.

Чудо 11

Того же лета июня в 15 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам с Вычегды, из Гаму, Антипу Афонасиева сына, имуще очную болезнь лет с пяти и света видети не мог ни мало. И певше об нем молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе и абие прозре очима и виде все светло и болезни не чюяще и бысть здрав, отъиде.

Чудо 12

129/1621-го марта в 6 день привезоша на Усть-Вымь к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе с Сысолы с Вотчи с Кунитба жену именем Антониду Андрееву дочь. А сказала: «Была де я в немощи главною бо-лезнию и очную годы с четыре и как де я обещалась на Усть-Вымь к великим чудотворцам и в тот де час здравие Бог даровал мне». И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу великим чудотворцам. И отъиде, радуяся.

Чудо 13

129/1621-го году марта в 9 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму и Питириму и Ионе с Еренскаго городка инокиню Елисаву Степановскую жену, а сказала: «Была де я в розслабленье год временем и как де обещалась на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму и Питириму и Ионе с Рождества Христова и меня де чудотворцы в тот час исцелили и ныне здрава рукама и ногама». И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробу чудотворцам. И отъиде в дом свои, славя Бога и угодников Его.

Чудо 14

Того ж году генваря в 6 день простили чудотворцы Герасим, Питирим и Иона с Вычегды, с Микшины Горы Стефана Володимерова. Была на нем лютая болезнь: нечистый дух бияше его вельми. И певше об нем молеб-ная и окропиша святою водою и бысть зрав. Отъиде в дом свои, радуяся.

Чудо 15

130/1622-го году марта в 21 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона с Сысолы, с Мыргаиба, Марину Савину жену, была на ней тяжкая болезнь: дух нечистый бьяше вельми. И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцовым и бысть здрава.

Чудо 16

Того ж году марта в 26 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона з Двины Трофима Скомороха; бысть на нем главная болезнь и очная. И певше об нем молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцовым и бысть здрав. И отъиде в дом свои, радуяся и хваля Бога.

Чудо 17

134/1626-го году февраля в 27 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона Меланью Степанову жену из Мыдора. Была она вся розслабление и как де она обещалась на Усть-Вымь к чудотворцем и меня де в тои час простили. И певше об неи молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцевым и бысть здрава. Отъиде в дом свои, радуяся, славя Богу и угодников Его.

Чудо 18

Того же году маия в 24 день пришел на Усть-Вымь чудотворцам Яков Савльев сын с Усть-Сысолы. А сказал: «Внезапну де нападе на меня мрак и руки и ноги от того мрака стали в разслабление и языком глаголати не могии. И во уме де своем обещался ехать на Усть-Вымь к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. И на мене де, аки сон нашел, и я де пробудился и болезни де в себе ни какие ни чую». И певше об нем молебная и окропиша святою водою и приложиша ко гробам чудотворцовым и бысть здрав весь, аки николи же болел.

Чудо 19

145/1637-го году сентября в 26 день пришел на Усть-Вымь по обещанию Соли Вычегодские Гордии Емельянов сын. А сказал: «грех ради моих был де очми слеп три годы и как де я вошел к чудотворцам во храм пети молебная и у меня де вдруг очи отворились и вижу де по-старому». И певше об нем молебная з звоном. И отъиде здрав восвояси, радуяся, хваля Бога и великих чудотворцев.

Чудо 20

Того ж году генваря в 21 день простили чудотворцы Герасим и Питирим и Иона Васильева сына Пономарева с Усть-Выми. Бывшу ему от пития иступити ума и начать на себе платье свое терзати, орати и зубы своими скречати и несмысленная глаголати и бесноватись. И пребысть в той болезни 6 дней. Сердоболи ж его привезоша во храм к великим чудотворцам и едва приложиша его кот гробу, он же, Василеи, в то время, аки ото сна воста. И певше об нем молебная и окропиша святою водою и в то часе бысть здрав, аки николи ж болел. Отъи-де в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его великих чудотворцев.

Чудо 21

137/1629-го оду февраля в 28 день привезоша на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму и Питириму и Ионе жену именем Ирину Матвееву дочь с Вычегды ис Кирсы. А сказал отец ее Матфеи: «Была де в розслаблене три недели: руками и ногами не владела. И как де обещалась на Усть-Вымь к чудотворцам и того де часа стала здрава руками и ногами». И певше об неи молебная и отъидоша в дом свои, радуяся.

Чудо 22

Того ж году марта в 7 день привезоша на Усть-Вымь по обещанию с Визенгы жену именем Зиновью Никитину дочь, а Стефанову жену к великим чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе. А сказала: «Была де в розслаблене вся рукама и ногама, не могла ни с места двинутися. А лежала де в той болезни годы с четыре и как де я обещалась ехать на Усть-Вымь к чудотворцам нети молебная и я де стала здрава рот того недуга, аки николи болевши. И я де обет свои изолгала и к чудотворцам нети молебна не ездила. И минув де год времени и опять в тот же недуг впала. И лежала де неделю в розслабленье, а счишели де у меня все суставы и я де опять обещалась великим чудотворцам и в тот де час стала здрава от того всего недуга, аки николи ж болевши». И певше об неи молебная и окропиша святою водою. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 23

Того же дни привезоша на Усть-Вымь Герасиму, Питириму и Ионе жену именем Агафию Савину дочь с Визенги. И сказала: «Была де у меня очная болезнь, нимало де я свету видела, а лежала де я в тои болезни очной лето все. И как де я обещалась ехать на Усть-Вымь к чудотворцам и пети молебен и в тои часе дал Бог очи молитвами чудотворцев, как и прежде были». И певше об неи молебная и окропиша святою водою. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и угодников Его.

Чудо 24

Того ж месяца в 22 день приходил на Усть-Вымь к чудотворцем по обещанию Мокеи Григорьев сын ис Кибры. А сказал он, Мокеи: «Лежал де я в недуге два годы и был дряхл всеми составы и я де обещался на Усть-Вымь к чудотворцам Герасиму, Питириму и Ионе пети молебна и в том часе дал Бог здравие от того недуга, аки николи ж болев». И отъиде восвояси, радуяся и славя Бога и угодников Его.

Чудо 25

Того ж дни был из Кибры на Усть-Вымь к чудотворцам по обещанию Данило Семенов сын. А сказал: «Был де я, Данило, очми болен два годы и по иные дни мало и свет видел, а поиные дни нимало света видел». Да он же, Данило, сказал: «Прежде тои болезни два года был болен, едва мог ходити, и я де обещался в тои болезни идти к чудотворцам на Усть-Вымь и дал де Бог мне от болезни облегчение и я де тот обет свои забыл. И ныне де в очной болезни опять обещался усть-вымским чудотворцам и в том часе Бог здравие очам и от всего недуга, аки николи же болев». И певше об нем молебная и окропиша святою водою. И отъиде в дом свои, радуяся, славя Бога и великих чудотворцев Герасима и Питирима и Иону.

Чудо 26

Лета 7183 (1675) (по некоторым записям - 1582 г.) ноября 17 дня некто по имени Михей из Пустыни, что в Сольвычегодском уезде, сделавшись вдруг ночью неизвестно от чего болен ногою так, что не мог перейти с одного места на другое, когда по внушению некоего христолюбца Емилиаа, чтобы обещался помолебствовать устьвымским чудотворцам, положив во уме своем идти и молебствовать им, то тот человек сделался здоров. Но прибывши в Усть-Вымь, не застал священнослужителей дома и потому во исполнение своего обета точию оставил несколько денег на свечи и молебен, а сам воротился домой. Но по миновение времени он опять почувствовал боль в правом боку, приведшую его почти до смерти. Домашний его впали в печаль и малодушие, Михей же сказал: «Не гнева ли ради Усть-вымских чудотворцев это со мной случилось, что я некогда обещался им молебствовать и не исполнил сего в точности?» Тогда он рассказал родственникам от чего это произошло, а они подумавши, ему говорили: «Может быть молебен святым угодникам в самом деле не отправлен?» — и потому советовали ему пойти из Пустыни до Усть-Выми пешком и молебен отправить чудотворцам непременно при себе. Как же скоро он на это в уме своем согласился, то тот час сделался здоров и, исполнив по некотором времени обет свой в точности, почувствовал с того времени к угодникам Усть-вымским особое усердие и веру.

Чудо 27

Лета 7193 (1683). Тот же Михей в бытность свою в сибирских городах из-под Албазинского острога был взят в плен по повелению Китайского богдыхана в числе 97 человек, и в продолжении 15 недель, будучи в великой печали и опасности по причине неволи, скудной пищи и принуждения к отречению от христинской веры, положил в уме своем обет молебствовать паки Усть-вымским чудотворцам, да избавят они его от такого наказания. Вскоре по милости Божией и по ходатайству святых Его, дана была Михею свобода возвратися в отечество с пятью товарищами. По случаю сему, прибывши домой, он, Михей, для постоянного утверждения в памяти своей сего благодеяния Божия и благословения к Усть-вымским чудотворцам, устроил в своем селе часовню во имя их, и приходящих туда богомольцев и нищих принимал, исполнившись большого усердия по святителям.

Чудо 28

7201 (1693) (по некоторым записям - 1599 г.) года марта 4 числа, он же Михей по случаю домашних неприятностей вздумал переселиться в соседственную Чакульскую волость, перевезя вместе с собою часовню и икону чудотворцев Усть-вымских. И в бытность его уже там, вдруг в ночную пору заболел у него правый бок жестоко. Тогда он, Михей, подумал, что святителям не угодно его перемещение и обещался отложить свое намерение. Вследствие чего немедленно получил облегчение. Так как в Чакуле у Михея была куплена деревня для хлебопашества и жительства, то он снова предпринял тоже и, когда находился на новой селидьбе, то опять заболел у него тот же правый бок сильнее прежнего. Наконец, по усилившейся боли, принужден был сознаться, что наказуется он за нарушение обета, и сказал: воистину недобро есть противиться воле Божией, - и паки со слезами стал молиться святым угодникам Усть-вымским, обещеваясь непременно возвратиться на прежнее жительство. Получив облегчение в болезни, он немедленно отправился в Пустыню, везя с собою и чудотворный образ угодников, и дорогою же получил совершенное здравие, когда шел пешком, решивши ничего не предпринимать без их воли.

Чудо 29

Лета 7202 (1694) этот же Михей переехал на жительство в Урдомскую волость, икону помянутых чудотворцев взял с собой, а часовни оставил на своем месте в Пустыни, но здесь несчастье открылось над скотом его. Тогда сыну его Григорию, во время проповеди как бы вздемавшу, явился некий муж, украшенный сединами и в светлой одежде, и сказал тихо: «Григорий, перевозите вы из Пустыни часовню и поставьте на Урдоме близ своего дома, поставьте и образ великих святителей и другими иконами украсьте по обычаю, молебствуйте же на память их, милостыню творите и подастся вам от Бога по милости великих святителей Усть-вымских здравие и всякое благополучие».

Чудо 30

Лета 7214 (1706) тому же Михею опять приключилось несчастие поелику перевозить часовню из Пустыни он замедлился, то вешнее время лучший бык из стада скота его потерялся безвестно, и сколько Михей в продолжении 10 дней ни искал его со многими посторонними людьми - нигде не мог найти. Как сам хозяин, так и домашние его печалились и жалели его, но Михею известно было, к кому прибегать в печали. Он пред образом чудотворцев, павиан на колени, молился со слезами, чтобы открылись хотя бы малые следы потерянного вола, обещеваясь перевесть и часовню немедля. В то же время дочь его для некоторой надобности пошла на гумно и там в середине соломенного скирда увидела своего быка, который стоял и мычал. Михей, услышав о таком чуде и прославил Бога, позвал туда соседей, но никак не мог открыть, где оный бык в продолжении того времени находился и откуда очутился. После всего Михей получил самую твердую веру в святость и ходатайство Усть-вымских угодников, того же лета против течения Вычегды перевез часовню из Пустыни и украсил всякими украшением. За сию веру Михей получил особенное домовое благословение от Бога по молитвам святых угодников Усть-вымских.

Чудо 31

(7216-1708) (по некоторым спискам 72/1698) июня 11 дня получила исцеление от жестокой глазной болезни в храме великих святителей Пермских после отслужения молебна и окропивше святой водой при гробе их некая женщина Параскева из Пыелдина, что в Усть-Сысольском уеде. С приезду она в церковь была введена по причине слепоты при руководстве си..., ее приведших, а, помолившись в продолжении 7 дней, отправилась домой совершенно здоровою.

Чудо 32

Того же года декабря 14 дня некто Евдоким из Гривы того же Усть-Сысольского уезда, прибывши в Усть-Вымь в церковь чудотворцев, объявил о себе следующее в прошлых годах страдавши черною болезнью в продолжение 2-х годов, он молился разным святым и просил Господа Бога весьма усердно, чтобы ему сподобиться некоего извещения, к кому из святых он преимущественно должен попасть с молением о исцелении. В одну ночь во время дремания представите ему три святителя Усть-вымские сказали: «Ты, Евдоким, отныне не пей хмельного, положи обещание ехать в Усть-Вымь молебствовать тамошним чудотворцам. Это продолжай исполнять пешком по три года и получишь исцеление». Проснувшись, он не видел никого, но, помня видения, немедленно положил в ум свой обет ходить и молебствовать, как ему было приказано, и тотчас сделался здоров.

Чудо 33

1710 июня 26 дня некто Иосиф, прибывший из Устюга, объявил о себе, что он после трясучей лихорадки впал в расслабление всего тела и находился в том положении до полугода, так что наконец бы при смерти. В один день около полудня во время легкого сна явились ему Усть-вымские чудотворцы, все трое вместе, и сказали голосом тихим: «Иосиф, обещайся идти в Усть-Вымь, молебствовать тамошним угодникам, и получишь там исцеление». В то же мгновение сделалось ему легче, и как скоро положил в уме исполнить по повелению, тотчас сделался здоров. Исполнив же молебные пения при гробе угодников Божиих, он отправился домой, радуясь и благодаря Бога и угодников Его.

Чудо 34

Некая женщина по имени Анна (по некоторым сведения зазорного поведения) объявила также, что она страдала икотною порчей около двух лет так, что впала в изтупление ума, почасту произносила в это время непристойные слова и, бывши наконец при смерти, положила в уме своем во избавление своего от такого несчастья молебствовать святым Усть-вымским чудотворцам. Вследствие сего сделалось ей легче, а когда исполнила обещание и окропилась святою водою, то совершенно от болезни избавилась.

Чудо 35

Из соседнего Коквицкого села привезли к церкви святых чудотворцев некую женщину Марфу родителя ея, страдающую икотною порчею, которая быв введена в церковь насильно долго твердила по-зырянски (пом воис... — конец пришел). Когда же она была привлече-на с великим усилием ко гробу чудотворцев и отправилась по просьбе приведших молебное пение, то она как бы от сна пробудилась, начала приходить в рассудок. Наконец, помолившись со слезами и окропившись святой водою, совершенно исцеела.

Чудо 36

Некая девица Агриппина Ленского наволока, что ниже Яренска, долгое время страдавши глазами, почти совсем наконец потеряла зрение, услышав же о чудесах великих святых Герасима, Питирима и Ионы Усть-вымских, и что с многим недужным молитвами их подается... исцеление в различных болезнях, она сделала обещание поклониться им, молясь сама в себе со слезами, и тотчас болезнь ея прошла.

Чудо 37

Мальчик из соседнего селя Ляльского Стефан Киселев после молебствования Усть-вымским чудотворцам, радуясь и благодаря Бога и угодников его, объявил, что он был болен жестоко глазами и около 10 дней совершенно не видел света, мать же его Катерина, видя его в таком безнадежном состоянии, горько плакала и печалилась, но, подумав о избавлении от такого несчастья сына своего припасть к молитвам и мощам Усть-вымских чудотворцев, она сделала решительный обет исполнить это. Ему немедленно сделалось легче, а мать, увидев это, повелела и самому молиться и обещаться, и, когда он по ее повелению исполнил, в тот же час оздоровел.

Чудо 38

Лета 7222 (1714) января 27 дня прибывший из Мезени Кеврольского уезда (ныне Мезенского) из деревни, нарицаемой Окладникова слобода, некто Козьма Дмитриев объявил о себе, что он, будучи не совсем здоров глазами, первого числа генваря поехал из дому для торговой надобности в Усть-Вымь на праздник святителей, так как 24 числа здесь открывается Торжок, но дорогою жестоко занемог глазами и совсем потерял зрение. На половине дороги, простирающейся до четырех верст, а именно в Глотовой слободе, он, услышав о чудесах Усть-вымских угодников и помолившись усердно Богу, положил не только намерение молебствовать им, но и житие и образ их списать, давшись же ненадолго сну, получил исцеление, как бы не бывал и болен, и поехал вперед с радостию.

Чудо 39

7223 (1715) февраля 6 дня, прибывшая к чудотворцам на поклон с Сысолы из села Либерского крестьянка Ксения Петрова Пашнина между прочим рассказала о себе следующее: 7215 (1707) года, когда она, Ксения, жестоко страдавши утробою, находилась уже при смерти, пришло ей однажды на мысль, чтобы съездить в Усть-Вымь и молить тамошних чудотворцев со звоном, да по молитвам их Господь помилует их. Болезнь в тот же час прошла. Но, отлагая от времени до времени свое путешествие в Усть-Вымъ и исполнение обета, она держала в уме своем одно то, что «когда-нибудь исполнит», а на самом деле к тому не принуждала себя. И вот летом прошлого 7222 года Господь посетил ее вторично несчастьем. Збирая в лесу грибы, она нечаянно наткнулась правым глазом на сучек дерева, от этого сильно заболел не только правый, но и левый глаз так, что почти совершенно ослепла. В продолжение жестокой скорби и печали сей вспомнила она свой обет и говорила: «не за то ли Господь наказует, что я до сих пор не исполнила своего обета Усть-вымским чудотворцам? » И немедленно стала на молитву с плачем и слезами, говоря: «О великие чудотворцы Усть-вымские, простите мне грех мой, подайте исцеление и здравие, воистину без отлагательства поеду и исполню обет мой». Простая, но пламенная молитва ея привлекла немедленное милосердие Божие и исцеление.

Чудо 40

7224 (1716) генваря 24 дня крестьянин с Урдомы, Венденского селения деревни Лоптюжской Трофим Иванов Жданов, прибывши для поклонения чудотворцам, объявил в церкви притчу и случившемуся народу следующее: в прошлом году во время сильной глазной болезни, продолжавшейся 7 лет, столь жестокого болела у него голова, что он, не находя нигде покоя, жил в погребе, чтобы не слышать человеческого голоса и отнюдь не видеть света солнца, находясь в совершенном отчаянии на выздоровление. В этом положении мысленно прибегал он ко многим святым и молился со слезами о облегчении от болезни, но не было пользы. Наконец так ослабел, что не мог пошевелиться с места, однако, будучи в рассудке. 21 ноября он вспомнил об Усть-вымских угодниках и, как слыхал, что по молитвам их даруются от Бога различныя исцеления и милость страждущим, то стал молиться им, говоря: «Неужели я, многогрешный, ... буду благодати и прочее». Положил также во уме своем ехать в Усть-Вымь и молебствовать двукратно. С того времени он почувствовал себя несколько легче и начал усердно молиться, обещаясь немедленно ехать и отслужить молебен у чудотворных мощей троекратно. Эта удвоенная молитва была услышана и больной сподобился Божией милости немедленно.

Чудо 41

Бывший здесь для богомолья 1837-го года марта 16 дня Сольвычегодского уезда из Красноборска Юрье-На-волоцкой деревни крестьянин Симон Ларионов Ширяев объявил между прочим следующее: он, имевши разслабление в коленях обеих ног с полгода времени так, что не мог ни встать на ноги, ни переступить ими, перед новым 1837 годом ночью в сновидении получил повеление от трех путешественников, в простонародном платье ему явившихся, чтобы он, если желает быть здоров, сделал обет сходить в Усть-Вымь за Яренск, в неизвестно ему до того место далее и по имени, для богомолья и поклонения трем святым угодникам, о которых также никогда не слыхал. В явлении оном все трое представились ему стоящими пред ним рядом и крайний с правой руки указывал ему, молиться и поклониться среднему между ими стоящему, говоря: «Ему молись и кланяйся, он тебя помилует». Причем прибавил и то, что как ты видишь нас здесь, так и там мы все трое живем вместе, а теперь пошли странствовать по России и исцелять подобных тебе болящих. Как же скоро он, Ширяев, в сновидении оном по приказанию их положил непременный обет сходить в Усть-Вымь и поклониться, то тотчас проснулся, и помня живо и ясно бывшее видение, немедленно встал с постели на ноги и начал стучать в дверь, так как один за перегородкою, чтобы жену отперла оную и высекши огонь подала ему есть. Тогда он, рассказавши свое сновидение и последовавшее исцеление, тотчас в удостоверение того пошел на двор, не чувствуя ни болезни, ни слабости в ногах. Для поклонения здесь был он 16-го марта и в тот же день возвратился. От самаго до Шенома, что 60-ть верст ниже Яренска, шел пешком, а оттуда ехал на конях, по причине усталости и плохой дороги. Писано со слов Ширяева. Достойно замечания, что жена у него раскольница и есть еще малолетняя дочка.

Чудо 42

Сольвычегодскаго уезда Чакульской волости Гришановской деревни крестьянин Семен Григорьев Балушкин, бывший в разслаблении и без ума два месяца, по учинению обета материю его молебствовать сдешним святым угодникам, получил исцеление и разсудок. Для поклонения был 1839 года генваря 26 дня.

Чудо 43

1842 года марта 17 дня бывший для богомолья Сольвычегодскаго уезда Пустынской волости Фоминской деревни крестьянин Антон Михайлов Ушаков, объявил между прочим, что он назад тому года два, испугавшись от некоего сновидения страшнаго, сделался болен утробою и страдавши тяжко около полугода, положил наконец поклониться сдешним святым угодникам и иконе Николая Чудотворца, что на Весляне; вскоре после того получил облегчение, а наконец, и совершенно выздоровел.

Чудеса, напечатанные в этой книге, суть только малая часть их, совершившихся над мощами Усть-Вымских чудотворцев. О них мы знаем по древним записям: чудеса с 1 по 25 печатаются по списку XVII века (РГВ, Ф.173.1.), чудеса с 25 по 43 - по списку XIX века (ГАВО, Ф. 883, оп.1, д.183.). Но и по сей день совершаются по молитвам святителей Пермских благодатные исцеления и разрешаются житейские проблемы людей; ныне можем мы повторить слова, написанные много лет назад в «Сказании о Пермских епископах»: «И доныне все трие вкупе почивают и чюдеса творят и исцеления различно подают с верою приходящым и до сего дне во славу Христа Бога нашего».