VII

Порядок братской жизни в обители. Исполнение послушания в совершении богослужения. Продолжительность вечерни, утрени, обедни и всенощной. Трапеза. Кушанья, подаваемые за оной. Мастеровые. Полевое хозяйство. Скотоводство. Огородничество. Мельница на речке Тыбь-ю. Рыбная ловля. Число лиц, живущих в обители. Количество богомольцев. Перечисление особенно замечательного имущества Монастыря и его святыни.

Все порядки в обители, обусловливающие братскую жизнь, совершаются по Соловецкому уставу, неотступно во всех подробностях исполняемому. Благовест к вечерне почти всегда начинается в 5 часов, и с чтением кафизм, псалмов, правил и с установленным пением, вечерня с повечерием и ужином оканчивается около восьми часов вечера; пение знаменное столповое. Во время ужина читается житие дневного Святого. В два часа по полуночи один из иноков проходит по кельям братии с колокольчиком и будит их к утреннему богослужению. Подойдя к дверям кельи, инок произносит обычную молитву: -«Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!» Из кельи отвечают — аминь! Тогда будящий говорит: — «пению время, молитве час!» и идет далее. Когда поднимет всех, сейчас же начинается благовест и братия собирается в церковь. Утреня продолжается до половины пятого, иногда и до пяти часов. В 7 часов утра — обедня. За полчаса до начала ударяют три раза в колокол, оповещая служащих к прибытию в храм для совершения проскомидии, за которой бывает поминовение всех жертвователей на обитель, а также родственников своих и знакомых. Служение литургии занимает времени около трех часов. В воскресные и праздничные дни после литургии всегда бывает молебен. По четвергам всякой недели, если не случится в такой день какой-либо праздник, вызывающий бдение, служится молебен соборно, с чтением акафиста Святителю Стефану, со звоном в большой колокол.

Всенощные с вечера на воскресенье и праздники начинаются после Пасхи с Фоминой недели, и продолжаются до Воздвиженье го дня включительно, а затем уже всенощных не бывает, а заменяются они утренями. Всенощные служатся с соблюдением полного церковного устава по канонарху и продолжается иногда часа четыре и более, если на большие праздники. В великий пяток, на Страстной неделе, по окончании царских часов, бывает омовение частиц святых мощей, имеющихся в обители, после чего все прикладываются к ним; а в великую субботу, перед часами совершается чин Елеосвящения (соборование), на котором елепомазуют всех предстоящих в храме и молящихся по уставу и обычаю Соловецкому.

Звонок к трапезе бывает в 11-м часу дня. К обеду собирается обязательно вся братия обители, не исключая и Настоятеля: особого стола не готовится ни для кого. Когда прибудет к трапезе Настоятель, то очередной Иеромонах ударяет три раза в колокольчик и иноки начинают петь «Отче наш». Затем тот же Иеромонах или Настоятель благословляет трапезу и все садятся за столы, покрытые белыми скатертями. Перед каждым обедающим — оловянная тарелка, а на ней —ломоть черного хлеба; в воскресенье и праздники —прибавляется ломоть белого. С правой стороны тарелки деревянная ложка братского рукоделья и полотенце одно на три прибора. Никто не приступает к принятию пищи, пока не ударят в колокольчик и пока очередной чтец, получив установленным порядком благословение, не откроет жития дневного Святого. Каждая перемена кушанья сопровождается звоном колокольчика и известною обрядностью в чтении молитв. В воскресные и праздничные дни совершается в трапезе чин панагии. После трапезы оставшиеся куски собирает в корзины монастырский повар.

Обед состоит из четырех перемен: а) холодное — ботвинье на квасу из архангельской трески со сметаной; б) щи из капусты с прибавлением моркови, репы, картофеля и рыбы — палтуса; в) уха из свежей рыбы своей ловли и г) каша, при ней пресное молоко в отдельном блюде. Такой обед готовится обыкновенно в скоромные дни: воскресенье, вторник, четверг и субботу. В постные: понедельник, среду и пятницу — те же кушанья, только без сметаны и молока. В великий пост трапеза полагается из овощей и грибов. Рыба постом разрешается в Благовещенье, Вербное воскресенье и в день Похвалы Пресвятой Богородицы по случаю местного празднования чудотворной иконе и храма ее. В Успенский пост кроме овощей ничего не полагается; рыба готовится, согласно уставу, только в один день этого поста - в Преображение Господне.

За ужином подаются три перемены: холодное, щи и уха или творог с молоком, смотря по тому — какой день: постный или скоромный.

Одежда зимняя и летняя и рабочая для послушаний всем живущим в обители дается из монастырской рухлядной. От послушаний никто не освобождается, особенно хозяйственных: полевых, огородных, сенокосных и т. п., так что все в монастыре работают, начиная с Иеромонахов и кончая послушниками, за исключением не способных к физическому труду. Кроме очередных и полевых работ, в обители в числе братии есть специалисты по разным ремеслам: портные, сапожники, маляры, столяры, кузнецы, плотники, печники. При них обучаются ремеслам мальчики, проживающие временно в Монастыре, год и два, из усердия по обещанию, так называемые обещанники, по примеру того обычая, какой установился в населении северного поморья по отношению к Соловецкой обители. Мальчики, обладающие хорошими голосами, обучаются, кроме того, церковному пению.

Жалованья монашествующим никому не полагается; все живут на полном иждивении Монастыря во всех потребностях. Чай и сахар отсыпается по старшинству и заслугам, начиная с полуфунта и до восьмой. На освещение употребляется керосин и сальные свечи.

Земельные владения Ульяновской обители, как поименовано выше, заключаются в 815 десятинах с саженями. Самое большое пространство этого количества земли находится под лесами, часть под лугами, разработанными на заливных пожнях вычегодского побережья, небольшое количество под пашнею и Монастырскими постройками. Пахотные поля состоят из борового грунта супесчаного качества. Посев невелик: до 60 пуд. ржи и до 100 пуд. ячменя. Урожай, вследствие хорошего удобрения земли, почти постоянно бывает вполне удовлетворительный: рожь приходит сама 14-я, ячмень сам 8-й. Севооборот трехпольный. Обработка полей производится способами, усвоенными местными обычаями от старины и крайне не усовершенствованными орудиями, а именно: поля удобряют с осени — под ячмень, пашут сохой, боронят деревянной бороной, косят горбушей. Для молотьбы хлеба и провейки вороха старцы завели ручную молотилку и Бутеноповскую веялку, но как-то они у нас не действуют и потому не в употреблении.

Сена на Монастырских угодьях накашивается до 7500 пудов, но этого количества не хватает для прокормления всего скота, содержимого в обители.

Рогатый скот в настоящее время в Монастыре весь холмогорской породы. Его начали разводить с 1875 года, приобретя сначала из Холмогорского женского Монастыря шесть голов; теперь развелось до 40 прекрасных коров, очень рослых и видных. Уход за ними поручен монаху и трем послушникам. Они доят коров, приготовляют творог и масло. Лошадей при Монастыре более двадцати. Они помещаются в отдельной деревянной конюшне.

Огородничество в обители ведется весьма старательно; садят все овощи, свойственные климату и составляющие потребность Монастыря. Для огурцов устроено несколько парников холодных и теплых разной конструкции, и огурцы родятся каждый год удовлетворительно, так что их хватает на все годовое продовольствие братии. Капустники разработаны под горою на низменных мысках, образуемых излучинами речки Ульяновки. Капуста родится очень хорошая и в значительном количестве.

Ульяновский Монастырь — хозяин заботливый и неусыпный старатель. Недаром в него вложена душа и жизнь Соловецкой обители переселенцами из оной, твердо соблюдавшими те же порядки, ту же хозяйственную экономию, как и в Соловках. Помимо хозяйственных приспособлений в самой Ульяновской обители, она имеет еще отдельное владение — на речке Тыб-ю, в 35 верстах от Монастыря, состоящее из превосходно устроенной мукомольной водяной мельницы, работающей на три постава. Она выполняет частные помолы от крестьян из окрестных деревень и приносит доход. Там постоянно живет один монах с рабочими.

В подспорье Монастырского продовольствия производится монахами в Вычегде и окрестных небольших озерах лов рыбы, начиная с весеннего вскрытия воды и кончая осенними заморозками. Рыба весною, в разлив, когда она бросается по логам и по лоям на чистую воду, ловится ветелями, а затем во все лето и осень неводом. Добычею служат: лещи, язи, щуки, налимы, окуни, сиги, нельмы и изредка стерлядь.

В обители число монашествующих братии с послушниками восходит ныне до 70-ти человек и временно проживающих до 30-ти человек; кроме того живет на братской пище постоянно до 20-ти наемных работников, а во время летних работ бывает и более. Управление Монастыря, как уже не один раз упоминал я в своем повествовании, находится в руках тех старцев, которые вышли из Соловецкой обители.

Все они до сих пор живы, все находятся при своих прежних должностях. Богомольцев, посещающих Ульяновскую обитель, бывает в год более пяти тысяч, преимущественно крестьян. Купцы в последние годы стали реже посещать Монастырь, вероятно по причине дальнего расстояния. Значительный прилив посетителей бывает в обитель весною, когда приходит пароход, и во весь великий пост, в который являются к нам богатые торгующие крестьяне с Ижмы, из Чердыня и Соликамска для говенья; сытуются богомольцы все за общей братской трапезой.

В заключение не лишним будет перечислить выдающееся имущество Монастыря и его святыню, которая пользуется особым уважением или составляет капитальную ценность.

Рассмотрим это по храмам: Собор двухэтажный. В верхнем этаже престол в честь Живоначальной Троицы. Престол бронзовый в 14 пудов весу, вызолочен, с чеканными изображениями святых. Иконы в иконостасе этого храма писаны придворным художником Василием Макаровичем Пошехоновым. Паникадило изящной работы, высеребренное, в 64 свечи, весу 20 пудов; пожертвовано Московскою купчихой Г-жою Суховой.

В левой колонне храма за левым клиросом чудотворная икона Похвалы Божией Матери, в серебряной ризе с вызолоченным венцом и с драгоценными украшениями, весу 7 фунтов; пожертвована Московскою Г-жою Эзеревой.

Перед всеми местными иконами большие посеребренные подсвечники.

На левой стороне у стены подле клироса плащаница под стеклянной рамой, вышитая золотом, стоит более 1000 руб. Пожертвована Суховой.

Хоругви бронзовые, вызолоченные, круглой формы. Пожертвованы из Московской дворцовой, Кремлевской церкви Спаса на бору, где почивают мощи Св. Стефана Пермского.

В нижнем этаже Собора главный средний придел Нерукотворенного Спаса. В иконостасе иконы: Спасителя и Божией Матери. На них оклады бронзовые вызолоченные, с драгоценными украшениями. Икона — Зосимы, Савватия, Германа, Иринарха, Елеазара Соловецких Чудотворцев и Святителя Филиппа Московского. Риза на этой иконе серебряная. Пожертвована Мышкинским Господином Серебряковым. Самая икона привезена иноками с собою из Соловецкой обители и составляет ее благословение.

В правой колонне, за клиросом икона Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, почитаемая чудотворною. Риза на ней серебряная, венец вызолоченный с украшениями; пожертвована Щенниковым в Москве.

С правой стороны этой же колонны явленная икона Спасителя, сидящего на престоле. Об ней говорено выше. Оклад на этой иконе серебряный вызолоченный, а также венец и корона с драгоценными камнями. Пожертвована риза Г-ном Сафоновым в Москве.

В левой колонне — икона Св, Стефана Пермского, написанная в рост, с изображением по сторонам чудес из его апостольского подвижничества.

Эти три последние иконы в летнее время, когда служба бывает в верхнем Соборе, переносятся туда.

В левой же колонне, за клиросом, икона Похвалы Божией Матери, копия с чудотворного образа. Риза на ней серебряная, пожертвована монахом Иоакимом, в соучастии Г-жи М., очень ценная и тяжеловесная.

На правой стороне, у стены, в особой раке часть мощей Св. Мученицы Иулиании, и на налое серебряный вызолоченный складень с частию животворящего древа креста Господня и частями святых мощей. Складень этот сооружен усердием Московского фабриканта Мешкова.

У левой стены храма в трех ковчегах: одном позолоченном и двух серебряных, имеющих форму гробниц, покоятся части святых мощей разных угодников. Серебряный ковчег пожертвован Г-ном Котовым в Москве. Посредине ковчегов устроен небольшой металлический киот, в коем — икона с изображением Стефана Пермского и частица мощей этого угодника, составляющая величайшую святыню Ульяновской обители.

По сторонам среднего алтаря два придела: по правую — во имя Похвалы Божией Матери, по левую — Святителя Стефана. В иконостасе правого придела икона Спасителя, несущего на раменах своих овча; риза на этой иконе глазетовая, с разноцветными камнями. На образе Похвалы Божией Матери — риза серебряная, вызолоченная; пожертвована Г-ном Щипуновым, Чердынским обывателем. В том же иконостасе древняя икона Толгской Божией Матери, в бисерной с камнями ризе, и образ Великомученика Пантелеймона, присланный из Афонского Монастыря.

В иконостасе левого придела особенно ценная икона Св. Николая Чудотворца, в серебряной ризе, с вызолоченными митрой и венцом на главе угодника.

Трапезная церковь под копусом колокольни, во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Образ угодников помещается в этом храме за колонной на правой стороне; на нем риза серебряная вызолоченная, пожертвована Щипуновым. Церковь во имя Николая Чудотворца, во втором ярусе колокольни. В иконостасе этой церкви Образ Святителя Николая в серебряной вызолоченной ризе.

Церковь Архистратига Михаила, маленькая, над святыми врата-. I ми. В ней особенно ценных образов нет; но все иконы хорошей живописи, на цинковых досках.

Кладбищенская церковь — за оградой, во имя Успения Пресвятой Богородицы вновь выстроенная; иконостас в ней пожертвован Соликамским куп. И. А, Рязанцевым, Обнесена оградой с чугунною решеткою.

Старый деревянный храм, под горой — во имя Александра Невского, а придел в честь мученицы Иулиании; ценных образов в ней нет.

Всякой церковной утвари в обители достаточно и ризница находится в удовлетворительном состоянии; укажу на главнейшие священные предметы:

Напрестольное Евангелие в лист; доски обложены серебром и вызолочены. Весу в нем 1 пуд 35 фунт. Пожертвовано.

Другое напрестольное Евангелие тоже в лист, с обложенными серебром и вызолоченными досками. На верхней доске посредине образ Воскресения Иисуса Христа, украшенный стразами и эмалью; по углам четыре Евангелиста; на нижней доске изображение Благовещения, тоже убранное стразами. Весу в этом Евангелии 27 фун. 60 золот. Пожертвовано.

Напрестольный крест серебряный вызолоченный, весу 3 фунта. Перламутровый крест — Митрополита Филарета. Отделан в серебряную с позолотою оправу. Весу 1 ф. 75 золотников.

Крест серебряный вызолоченный со стразами. Весу 1 фун. 53 золот. Пожертвован дворянкой из города Орла Натальей Францовной Новицкой.

Потир серебряный вызолоченный, с перламутровыми изображениями, украшен стразами; весу с прибором 9 фун.

Второй потир поменьше, тоже серебряный, вызолоченный с финифтяными изображениями и со стразами; весу с прибором 6 фун. 2 золот.

Блюдо, употребляемое при служении всенощных для благословения хлебов, серебряное вызолоченное. Весу 12 фун. Пожертвовано Суховой.

Кадило вызолоченное серебряное; один фунт 21 золот.

Чаша серебряная, для освящения воды, с крышкою и вызолоченным крестом, в 8 фун. 70 золотников.

Панихидница серебряная с крышкою и крестом, в 2 фун. 35 золотников.

Мелких серебряных вещей, состоящих из потиров, лампад, кадил, крестов, дискосов, дароносиц, пасхальных подсвечников — за множеством их не перечисляю.

Заслуживает еще внимания большая красной меди чаша с крышкою для освящения воды в Крещение; внутри она вылужена, имеет четыре крана по сторонам; вмещает воды до 30 ведер, весу 4 пуд. 33 фун. Сооружена усердием и трудами обывательницы города Слободского Марьи Ивановны Ончуковой.

Митр Архимандритских три, посох Архимандритский бронзовый золоченный, со змейками, наверху крест из камней; под крестом яблоко, украшенное стразами.

Риз несколько перемен разной ценности; из них около сорока из золотой, серебряной парчи и бархата. Соответствующее количество подризников, епитрахилей и набедренников.

Кресты на церковных главах все вызолочены червонным золотом чрез огонь. Для прочности они сделаны из дуба и обложены латунной медью.

Колоколов в общей сложности всего звона в обители до 700 пудов.

Библиотека большею частью состоит из богослужебных книг и сочинений духовных, богословских и частию исторических. В ней всех около 1000 томов. Все эти томы собраны старцами от пожертвователей. Желающим инокам книги выдаются для чтения беспрепятственно.

конец