ПРИЛОЖЕНИЯ

Грамоты, указы н распоряжения, относящиеся до истории ульяновской обители, ее возобновления и современного устройства.

Приложение 1-е

грамота Царя Алексея Михайловича Яренскому воеводе Михаилу Мусорскому, об отводе Спасской Ульяновской Пустыне, на содержание братии, пятнадцати четей пустопорожней земли 1671 года.

«От Царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, на Вымь, в Яренский городок, воеводе нашему Михаилу Ивановичу Мусорскому. Бил челом нам, великому государю, Яренского уезда спасские пустыни строитель, черный поп Филарет с братиею: в прошлом-де во 175 году, построили они церковь во имя Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и освятили; а та-де пустыня от жилых мест далеко, а питаться им нечем, потому, что никакие руги и вотчин у них нет, а есть-де около той пустыни черный лес по обе стороны вверх Вычегды реки до Кужвы речки, а вниз тож по деревянному полою и по озерко Деревянное до Найданского истоку и тем-де местом никто не владеет, и нам, великому государю, пожаловати б его велеть тем местом, и им вместо руги владеть вечно, и о том дать нашу, великого государя, грамоту. А в книгах письма и меры Осипа Холопова, да подьячего Михаила Максимова 136 и 137 годов, в Яренском уезде Ульяновского плеса, в черном лесу вверх Вычегды реки по обе стороны до Кужвы речки, а вниз по Деревянскому полою и по озеро Деревянное до Найданского истоку не написано. А в приходных книгах прошлых лет со 157 году, по нынешний по 179 год написано: с пустой земли, что от сысольского устья вверх по Вычегде реке, и с лесу и с лугов и с озеру сысолятина Левки Ватаманова оброку и пошлин десять рублев, шестнадцать алтын четыре деньги. А в нынешнем во 179 году, писал к нам, великому государю, Устькуломскому приходу ниже оброчного места с Деревянского кряжу крестьянин Сенька Дементьев, с товарищи: в прошлых де годех поселилися оне на те кряжи над деревянною курьею и над Ручьемской, вверх реки Вычегды, по обе стороны вниз по Аныбе речке на пустых местах, из черного лесу расчистили в пашни и в сенные покосы, и.дворы поставили и дани они дают, и стрелецкие деньги и сибирские запасы платят, и иные всякие подати с Вишерцы и с Устькуломцы вместе, а рыбными угодьи и озерки и деревянною курьею и с истоки и с малыми озерки владеют сторонние люди. И в прошлом де, во 175 году, поселился черный поп, Филарет ниже Устькуломского оброчного места и построил церковь и монастырь на черном лесу и на пустом месте и их крестьянскими росчистными пашнями хочет завладеть, и нам великому государю, пожаловати б их велеть им дать о том нашу великого государя грамоту в вишерский уезд в Деревянский кряж, и старцу Филарету их, крестьян от их росчист-ных пашен напрасно изогнать не велеть. А у выписи черный поп Филарет сказал: о котором де лесу и об угодьях по обе стороны вверх Вычегды реки до Кужвы речки, а вниз тоже по Деревянному полою и по озеро Деревянное до Найданского истоку лежит порожно, и ни кому на оброк не отдано и никто им не владеет, и никому тесноты никакой не будет. А что писал к нам, великому государю, ложно судейка Афонько Марков по челобитью деревни Деревянного кряжу крестьянина Сеньки Дементьева с товарищи: будто он Филарет, поселился пониже Устькуломского оброчного места, вверх Вычегды реки по обе стороны по Аныб речке, и о тех де местах и о лесах и об урочищах он, Филарет, не челобитчик и никакими их крестьянскими пожнями он завладеть не хочет; а что-де отданы на оброк Левке Ватаманову от сысольского устья вверх по Вычегде реки верст с двадцать и дольше и никаких его, Левкиных, угодий он, Филарет не захватил и от иных мест далеко же, верст двадцать и больше и никому де от него тесноты не будет. А в памяти из патриарша казенного приказу, за приписью Дьяка Перфилья Семинникова написано: в прошлом до 175 году, по челобитью черного попа Филарета, запечатана благословенная грамота — велено ему в Яренском уезде в верх Вычегды реки на Смодке на Устье Ольги речки, в новой Спасской пустыне, на пустом месте построить вновь пустыню Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа, буде о том месте спору и челобитья никакого ни от кого не будет, а земли для прокормления черному попу с братиею и никаких угодий в тое пустыню не дано, потому что в челобитной черного попа Филарета о земли и ни о каких угодьях ничего не писано. И мы, великий государь, пожаловали велели отвесть к церкви Всемилостивого Спаса из черного лесу против иных церквей на пропитание земли на пятнадцать четей. И как к тебе ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б велел к церкви Всемилостивого Спаса из черного лесу отвесть на пропитание земли на пятнадцать четей, буде о том черном лесу спору и челобитья никакого ни от кого не будет, и в вотчину и на оброк никому не отдано; да что ему, строителю Филарету, к той пустыне из черного лесу в тех черных лесах будет отведено, и ты б о том к нам, великому государю, отписал, а отписку велел подать в новгородском приказе думному нашему дворянину Артемону Сергеевичу Матвееву да дьяком нашим Григорию Богданову, да Ивану Патрихееву, да Якову Поздышеву. А прочет сю нашу, великого государя грамоту и списав с нее снимок, оставил в Яренске в приказной избе, за его строителевою рукою, а подлинную нашу, великого государя, грамоту отдал ему строителю с роспискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7179 Марта в 31 день». На грамоте подпись дьяка Якова Поздышева, справка Ивана Юдина.