Приложение 4-е

Указ Святейшего Правительствующего Синода 18 Октября 1860 года. об учреждении Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря.

Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Вологодской Духовной Консистории, строителю Устьсысольского, Троицко-Стефановского Ульяновского, заштатного Монастыря, Иеромонаху Иринею. В присланном из Святейшего Правительствующего Синода к Его Преосвященству Христофору, Епископу Вологодскому и Устюгскому и кавалеру, от 18 Октября сего года за N 5006, Указе изображено: По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Его Сиятельства, господина Исправляющего должность Обер-Прокурора Святейшего Синода, Князя Сергея Николаевича Урусова, в котором излагает: Государь Император, по всеподданнейшему докладу Его Сиятельства, в 3 день минувшего Сентября, Высочайше соизволил утвердить определение Святейшего Синода, об учреждении в Устьсысольском уезде, Вологодской Епархии, при безприходной Ульяновской Спасской церкви, мужского общежительного Монастыря, на изложенных в том определении основаниях. О сем Высочайшем соизволении Его Сиятельство объявил Святейшему Синоду для надлежащего к исполнению распоряжения. Из производившейся по настоящему делу в Святейшем Синоде переписки видно: Священноцерковнослужители г. Устьсысольска с его уездом и местные жители обратились к Вашему Преосвященству с просьбой об учреждении в тамошнем краг мужского общежительного Монастыря, под наименованием Троицко-Стефановского, в том внимании: а) что к уездах Яренском и Устьсысольском, населенных зырянами, на протяжении слишком тысячи верст, нет ни одной обители, где бы можно было зырянину найти пристанище для спасения души, между тем как из них есть многие с особенною наклонностью и любовью к уединенной монастырской жизни. Место, избранное просителями для обители, есть Ульяновская Спасская бесприходная церковь, которая удобна для обители, как по значительному количеству имеющейся при ней земли, так и по отдаленности своей от мирских селений (от г. Устьсысольска в 165 верстах); б) что заштатные Священноцерковнослужители, по привязанности к родному племени и языку, редко решаются поступать в Монастыри отдаленные, а оставаясь дома, обременяют собою и попечительства о бедных духовного звания и своих родных, а иногда делаются виною ссоры и соблазнов, порождаемых праздною жизнью; в) что кончившие курс Семинарского учения из зырян, если бы Святейший Синод благоизволил вменить им в непременную обязанность, могли бы, до поступления на места, пребывать в Монастыре с пользою и для себя и для братии, под руководством Настоятеля заниматься чтением и преподаванием слова Божия, равно приуготовлять себя деятельным послушанием и каждодневным присутствием при богослужениях к будущему своему св. церковнослужению, и г) что Монастырь, устроенный в предположенном месте, может образовать людей, относительно местности, языка и нравов, способных для обращения к православию старообрядцев близлежащих обществ Керчемского и Печерского, и с этим намерением и целью признается небесполезным учредить в Монастыре училище для детей окрестных поселян, преимущественно крестьян помянутых обществ. Из собранных Вологодским Епархиальным Начальством, вследствие сего прошения, сведений видно: 1) В конце XIV века основана была святым Стефаном, первым Епископом Пермским, для проповедников веры христианской у зырян, в верховьи по реке Вычегде живших, Ульяновская Спасская пустынь, которая наделена по грамоте Царя Алексея Михайловича землею в количестве 815 десятин 1116 сажен, на каковую землю имеется в церкви план и межевая книга. Затем, до учреждения еще штатов в 1764 году, Ульяновская пустынь упразднена и в настоящее время при безприходной Ульяновской церкви находится один Священник и два причетника. В пустыне сей находится недавно вновь построенная церковь и при ней три дома, в которых помещается причт ее.

Из имеющихся в церкви икон — Нерукотворенный Образ Спасителя и образ Похвалы Божией Матери, принесенные в 1667 году из Москвы священником в иночестве Филаретом, как прежде, так и ныне привлекают многих богомольцев, не только из ближайших, но и из отдаленных, мест и усерднейшие из них делают в пользу храма значительные пожертвования. Причт церкви имеет достаточные средства к содержанию себя, как от приходящих поклониться тем иконам, так и от находящейся во владении ее земли, которою также пользуются издавна там живущие два семейства крестьян.

Владеемая церковью земля, по мере потребности нынешнего населения, будучи обработана в незначительном количестве десятин, не смотря на сие, дает ежегодно 1130 пудов хлеба в зерне, кроме пшеницы, количество коей не приведено в известность. В числе угодий есть обширные и отличные поля для овощей, льна и конопля, которые с избытком снабжают туземцев первыми и необходимыми принадлежностями по части сельского продовольствия и домашней одежды. Есть отличные луга, которые дают сена до 290 возов и более. В Ульяновской даче, простирающейся почти на 9 верст, есть истоки и озера, представляющие богатые и удобные места для рыбной ловли. Лесов в даче также не мало и достанет на множайшие годы. Сверх того у священноцерковнослужителей и двух крестьянских семейств, издавна проживающих в Ульянове и питающихся от той же благодарной за труд почвы, имеется до 50 голов крупной породы рогатого скота и до 100 овец, и кроме того 14 лошадей. При условиях же монастырского быта скотоводство может упятериться и соделаться не маловажным вспомогательным источником к благосостоянию обители, а землепашество, если нужно будет, в гораздо большем размере, против настоящего, хотя и теперь обращается в продажу значительное количество хлеба, несмотря на то, что кроме местных потребителей в летнюю рабочую пору, питаются в Ульянове не мало сторонних рабочих и сверх того всем приходящим для поклонения из разных мест молельщикам предлагается священноцерковнослужителями бесплатная трапеза. Вообще, по заключению людей опытных, Ульяновские земли, в нынешнем объеме распашки, при собственном труде могут безбедно содержать до 80 человек и даже более. Следовательно, на правилах древних киновий, где труд и послушание были общим уделом и старых и младых, начальствующих и подначальных, Ульяновская пустынь представляет неоскудные средства к содержанию братии отшельников. Несмотря на то, что приношениями и пожертвованиями благотворителей Ульяновская пустынь целые столетия поддерживается в своем существовании и богослужение в ней не прекращалось, священно и церковнослужители г. Устьсысольска и его уезда, горя желанием видеть в пределах их края Св. обитель, единодушно жертвуют в продолжении 10 лет, начиная со времени утверждения открытия Монастыря, 2 % с рубля из жалованья их, с тем, чтобы половина отчисляемой суммы поступала в распоряжение Монастырского Начальства, на текущие по устройству оного расходы, а другая в одно из кредитных установлений, для приращения процентами, которые должны получаться Монастырским Начальством по истечении сего десятилетия и назначаются преимущественно на церковное содержание и благоукрашение. Для скорейшего же устроения в многоразличных частях Монастырского хозяйства, просят снабдить их сборными книгами; и 2) Имеющиеся при Ульяновской церкви дома оценены: а) три дома церковного причта в 460 руб. и б) дома двух крестьян Ивана и Василия Тюрниных в 105 руб. серебром.

По соображении всего вышеизложенного, Епархиальное Начальство признает учреждение Монастыря в уединенном месте Спасской пустыни удобным, по средствам ее к содержанию возможным и для зырянского края нужным и во многих отношениях полезным, с тем между прочим, чтобы, для первоначального помещения Настоятеля с братнею, скупить дома Ульяновских священноцерковнослужителей и крестьян, деньги же потребные на сие, до 600 руб. серебр., позаимствовать из духовно-учебных капиталов, с уплатою в течение шести лет из процентов с 5000 капитала графини Орловой-Чесменской, принадлежащего заштатному Лальскому Монастырю, который присоединит с угодьями к Устюгскому второклассному Архангельскому Монастырю; причем милостинную дачу по 85 руб. 71 1/2 коп. серебром, отпускаемую на Лальский Монастырь, обратить для большего обеспечения в содержании на предполагаемый Монастырь в зырянском крае. Признавая учреждение в зырянском крае мужского Монастыря весьма полезным и избранное для него место — Ульяновскую пустынь удобным, и имея в виду, что число братии Лальского заштатного Монастыря, находящегося в Устюгском уезде, где имеется кроме сего 4 Монастыря, весьма незначительно (строитель Иеромонах 56 лет, один белый Священник 69 лет, два Иеродиакона и 8 послушников) и потому монашествующие могут быть переведены, по удостоверении Вашего Преосвященства, с удобностью во второклассный устюгский Архангельский Монастырь, который как по древности своей, так и по обширности зданий, имея большую нужду в способах приличного содержания, получит при этом и те угодья, которые в настоящее время принадлежат Лальскому Монастырю, и что по отзыву Духовно-Учебного управления со стороны оного не встречается препятствия в заимообразном отпуске на 6 лет из Духовно-учебного строительного капитала испрашиваемых 600 руб. на покупку домов, находящихся на земле Ульяновской церкви, с уплатою с 5-ю процентами, из 5000 руб., если по переводе сего капитала из Лальского в Ульяновский монастырь последует разрешение, — Святейший Синод, согласно с мнением Вашего Преосвященства, 28 Июня/13 Июля сего года определил:

1) Ульяновскую Спасскую бесприходную церковь переименовать в мужской общежительный зырянский заштатный Монастырь, с тем, чтобы Монастырь сей содержался на собственные способы, по примеру других общежительных обителей, без всякого пособия от казны; причт же нынешней Ульяновской церкви перевести на другие места. 2) Монастырь сей именовать, согласно с желанием просителей, Троиц-ко-Стефановским Ульяновским, 3) Настоятелю в нем быть с званием строителя, а братии и послушников иметь столько, сколько позволят средства Монастыря, по усмотрению Епархиального Начальства. 4) Для первоначального помещения Настоятеля с братнею купить дома священноцерковнослужителеи и крестьян, находящиеся на принадлежащей Ульяновской церкви земле, и деньги на сей предмет 600 руб. сер. отпустить заимообразно из Духовно-учебного капитала, с уплатою оных в течение шести лет с исчисленными выше процентами. 5) Для содержания Монастыря и Настоятеля с братиею оставить за Монастырем навсегда те земли с протоками, озерами и лесом, какие по плану принадлежат теперь к Ульяновской церкви. Для сей цели предоставить Монастырю пользоваться всеми церковными доходами, кошельковыми и свечными, и употреблять их на все Монастырские нужды. 6) Для большего же обеспечения в содержании его перевесть из Архангельского заштатного Лальского Монастыря милостинную дачу в 85 руб. 71 1/2 коп. серебр., а также и получаемые сим Монастырем с капитала графини Анны Орловой 200 руб. процентов; Лальский же Монастырь с угодьями его, находящийся в Устюгском уезде, где кроме его имеется четыре Монастыря, присоединить ко второклассному устюгскому Архангельскому Монастырю. 7) Для первоначального устроения вновь предполагаемого Монастыря дозволить употребить сборные книги, и 8) что же касается до жертвуемых священноцерковнослужителями Устьсысольского уезда на устройство Монастыря сего по две копейки с рубля, из получаемого ими жалованья, в течение 10 лет, то, согласно с заключением Вологодского Епархиального Начальства, не поставляя им сего в обязанность, предоставить обстоятельство это их собственному усердию. На предположение сие предоставлено было Его Сиятельству, Господину Исправляющему должность Обер-Прокурора Святейшего Синода, князю Сергею Николаевичу Урусову испросить Высочайшее соизволение Государя Императора, и для того передан был в канцелярию Обер-Прокурора, на время исполнения, подлинный протокол. Приказали: 1) О настоящем, Высочайше утвержденном, определении Святейшего Синода касательно учреждения, на изложенных в том определении основаниях, в Устьсысольском уезде, Вологодской Епархии, при бесприходной Ульяновской Спасской церкви, мужского общежительного Монастыря, — дать знать Вашему Преосвященству указом для надлежащего с Вашей Преосвященству указом для надлежащего с Вашей стороны к исполнению распоряжения. 2) Духовно-учебному и Хозяйственному управлениям при Святейшем Синоде предоставить (и предоставлено) первому сделать распоряжение об отпуске в ведение Вологодского Епархиального Начальства заимообразно из Духовно-учебного капитала шести сот рублей на покупку священноцерковнослужительских и крестьянских домов, находящихся на принадлежащей Ульяновской церкви земле, для первоначального помещения Настоятеля новоучреждаемого Монастыря с братиею, с тем, чтобы уплата сих денег произведена была в течение шести лет с 5% из процентов капитала 5000 руб., пожертвованного графинею Орловою, а второму войти в сношение с Департаментом Государственного Казначейства о переассигновании милос-тинной дачи (85 руб. 71 1/2 коп.) Лальского Монастыря на вновь учреждаемый Ульяновский Монастырь. На сем Указе Его Преосвященство резолюцию наложил такую: Для первоначального устройства вновь открытого в Устьсысольском уезде Троицко-Стефановского Ульяновского заштатного Монастыря, Настоятелем оного определяется строитель упраздненного Лальского Архангельского заштатного Монастыря Иеромонах Ириней. Консистории .учинив предварительно по содержанию сего указа надлежащее распоряжение, представить.

Вследствие сего указа Святейшего Правительствующего Синода и резолюции Его Преосвященства, на оном положенной, Консисториею 1-го сего Ноября было заключено: 1) Означенный указ Святейшего Правительствующего Синода и резолюцию Его Преосвященства, на оном последовавшую, объявить к сведению и должному исполнению, как причту Ульяновской Спасской церкви, так и всем священно-церковнослужителям Устьсысольского уезда, о чем с прописанием сего указа Святейшего Синода и резолюции Его Преосвященства и послать Устьсысольскому Духовному Правлению указ. 2) Настоятелю Устюгского Архангельского Монастыря, Архимандриту Палладию, и строителю Лальского Архангельского Монастыря, Иеромонаху Иринею, предписать, чтобы первый из них, при посредстве Протоиерея Лальского Воскресенского Собора, Платона Кубеницкого, принял от строителя Лальского Монастыря, Иеромонаха Иринея, все имущество Монастырское и деньги по описям и приходо-расходным книгам и о последующем за общим подписанием донесли Консистории. 3) За сим строителю, Иеромонаху Иринею, предписать, чтобы немедленно отправился в Троицко-Стефановский Ульяновский монастырь, взяв с собою и билет на капитал графини Анны Орловой в 5000 руб. и по прибытии туда внес оный в опись церковную, и затем при посредстве местного Благочинного принял от нынешнего причта Ульяновской церкви все церковное имущество и деньги по описям и приходорасходным книгам, и о последующем также за общим подписанием донесли бы Консистории. 4) Братии Лальского Монастыря дозволить по желанию каждого проситься в другие Монастыри, или оставаться тут же под ведением Настоятеля Устюгского Архангельского Монастыря. 5) Для всеобщего известия об учреждении при Ульяновской Спасской церкви мужского общежительного Троицко-Стефановского Монастыря припечатать в здешних Губернских Ведомостях, о чем и сообщить в Губернское Правление и 6) касательно покупки домов у причта Ульяновской церкви на ассигнованную от Святейшего Синода сумму, в числе 600 руб. серебр., учинить особое распоряжение, когда присланы будут к Епархиальному Начальству означенные деньги. На журнале по сему делу Его Преосвященство резолюцию наложил следующего содержания: вместо заключения по 4 пункту определения Консистории предоставить бывшему Настоятелем Лальского Монастыря Иеромонаху Иринею из братии оного нужных для вновь открытого Троицко-Стефановского Ульяновского Монастыря, взять в оный с собою, и о том, кто будут им избраны, донести, а не нужных оставить в Лальском Монастыре на распоряжение Архимандрита Устюгского Монастыря Палладия; и сверх того для наблюдения за порядком по вновь открытому Монастырю поручить заведывание оным Благочинному Сольвычегосдких Монастырей Архимандриту Иринарху, которому и предписать о сем указом, к сведению и к надлежащему, в чем следует, исполнению. Заключения по прочим пунктам определения привесть в исполнение. И потому Вологодская Духовная Консистория приказали: с прописанием указа Святейшего Правительствующего Синода, постановлении Консистории и резолюции Его Преосвященства, для должного по оным исполнения, послать указы Устьсысольскому Духовному Правлению и Настоятелям Монастырей: Устюгского Архангельского, Сольвычегодского Введенского и Лальского Архангельского, а в Вологодское Губернское Правление сообщить. Ноября 19 дня 1860 года. Член Консистории: Протоиерей Платон Осокин, Секретарь Трунев и Столоначальник Евгр. Чурин.