Мироварение (историко-литургический
очерк) иерей Анатолий Трепачко |
|
Священный обряд приготовления и
освящения святого мvра — редкое
торжественное священнодействие очень поразило
меня в мою бытность студентом семинарии. Хотя это
священнодействие совершается в присутствии
архиерея, который с
духовенством совершает водоосвящение и
кропление святой водой
заготовленные вещества, где сначала варится
масло и вино, где архиерей сам кладет под котлы
дрова и разводит огонь, где после этого
священники читают Евангелие, а диаконы
размешивают, я, не будучи облачен в сан
священства, когда позволялось, читал книгу
Псалтирь. Употребление святого мvра в Церкви Христовой восходит ко временам апостольской древности. В книге "Пастырь" мужа апостольского Ермы мы уже находим указание на таинство мvропомазания. В творениях св. Иринея Лионского, ученика мужа апостольского св. Поликарпа Смирнского, уже прямо содержится некоторый намек на тот знак, через который сообщался в его время Св. Дух в таинстве мvропомазания. А в чем выражался этот видимый знак таинства — это определенно указано Оригеном, что "дар благодати Духа обозначается через образ елея" (per olei imaginem). Очевидно, так же рано началось и особое приготовление и освящение мvра. Св. Кирилл Иерусалимский в тайноводственном слове о мvропомазании весьма ясно свидетельствует о существовавшем в его время особом освящении мvра через призывание Святаго Духа. "Но смотри, не подумай, — говорит он, — что это есть мvро простое. Как хлеб Евхаристии, через призвание Святаго Духа, есть уже хлеб не простой, но тело Христово, так и святое мvро сие". Понятно само собою, что призывание могло совершаться лишь священными действиями и молитвами. Яснее и подробнее об этом говорит св. Дионисий Ареопагит в своем творении "О церковном священноначалии". Приступая к подробному объяснению всех действий св. мvра, он так описывает его освящение или совершение: "По совершении обхождения по всему храму с благоуханием и по пении псалмов и по чтении божественных словес, таким же образом и здесь, как в причащении, чины несовершенных отлучаются. Потом священноначальник, приняв мvро, поставляет его на божественный жертвенник, дванадесятию священными крилами покровенное, при пении от всех, святейшим гласом, богодухновенных пророков песней богодухновения, и исполнив над ним совершительную молитву во всех святейших для освящаемых (людей) совершениях, его употребляет на всякое почти священноначальное совершение". Таким образом, по описанию св. Дионисия, освящение мvра совершалось на литургии верных, когда из храма выходили несовершенные, т.е. оглашенные, кающиеся и другие. Освящение совершал епископ на святом престоле, при чем мvро прикрывалось рипидами. Самое освящение состояло из священных песнопений, которые пелись всею церковью, и совершительной молитвы, которую читал над мvром сам епископ. Эти общие и существенные черты освящения мvра остаются неизменными до нашего времени. Что же касается до состава мvра и предварительного приготовления этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подробностей обо всем этом в столь раннюю пору истории Церкви. Несомненно, что состав этот получался от смешения различных ароматических веществ, но каких именно, как из них составлялось смешение, и чем сопровождалось приготовление его — это едва ли могло быть строго определено в такое раннее время. Св. Дионисий Ареопагит лишь кратко замечает, "что состав мvра есть некое собрание благодушистых веществ, богатно в себе имущее благовонныя качества". В творениях Симеона Солунского (15 век) "De sacro ritu saucti unguenti" сохранилось замечательное и весьма важное в этом отношении изложение чина мvроварения и чина мvроосвщения. И то и другое совершалось самим патриархом Константинопольским, первое — в Великую Среду, а второе — в Великий Четверг на Страстной неделе. Порядок этих священнодействий, а равно сопровождавшие их песнопения и молитвы представляются почти тождественными с современными нам. Вот фактическая сторона этого любопытного изложения Симеона Солунского. "Святейший патриарх вместе с клиром идет на место, назначенное для мvроварения. Облачившись в епитрахиль и омофор, он начинает славословием Триединаго Бога. Следуют молитвы: "Царю Небесный.... Трисвятое..... Пресвятая Троице...... и Отче Наш". После возгласа патриарха "Яко Твое есть царство" поется тропарь: "Благословен еси Христе Боже наш" и тропарь Успению Пресвятыя Богородицы: "В рождестве девство..." По окончании пения патриарх вливает елей в сосуд, в котором, варится мvро, и благословляет рукою; остальной елей вливается служителями. Патриарх сам возжигает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опытным и сведущим с великим вниманием. Варится елей по преимуществу в Великую Среду, когда и жена-грешница помазала Господа многоценным мvром и когда читается Евангелие об этом событии. Так варится елей; различные же виды ароматов тогда же растираются и приготовляются. Когда же наступает конец варения елея, патриарх снова приходит и, благословив ароматы, влагает их в кипящий елей и, по отпусте, уходит. Остуженное мvро освящается молитвами и благословением патриарха по следующему чину. На другой день, во святой и Великий Четверг, во время проскомидии, приносится мvро в особом сосуде, называемом алавастром, на подобие того сосуда, из котораго грешница и сестра Лазаря Мария возлили мvро на главу Господа, и под святым покровом поставляется в скевофилакии (сосудохранилище). Во время литургии, на великом входе, первым идет наблюдающий за порядком, за ним свещеносец и потом первый из пресвитеров с алавастром мvра в руках. По сторонам его шесть диаконов держать двенадцать рипид, за ними остальные диаконы обычным порядком идут впереди даров и, наконец, остальная часть шествия входа. Когда пресвитер с мvром подходит ко святым вратам. патриарх сходит с возвышения у святого престола, принимает мvро из рук пресвитера и полагает его на святом престоле с левой стороны дискоса. После возгласа "И да будут милости Великаго Бога......." , прежде чем диакон начнет "Вся святыя помянувши....", патриарх восходит на возвышение у св. Престола и, открывши мvро, трижды благословляет его. Благословив, он сходит с возвышения, преклоняет главу и читает первую молитву " Господи милости и Отче светов". Оканчивая эту молитву, патриарх возглашает : "Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши," потом: "Мир всем", диакон: "Главы наша Господеви приклоним," и патриарх, приклонивший голову, читает вторую молитву: "Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца благодаряще приклоняем, посему, подобает Тебе всякое поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков". Такими действиями и молитвами освящается мvро на св. Престоле." У нас на Руси употребление св. мvра современно самому принятию христианства. "Мы крещающагося мажем мvром и маслом" говорит преподобный Феодосий в своем послании о вере варяжской. До половины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а пользовалась полученным из Константинополя. Основанием для такого заключения служит известное послание Митрополита Фотия к священникам во Псков. Некоторые из Псковских священников того времени употребляли при таинстве мvропомазания мvро латинское. Митрополит Фотий (1408-1431) счел нужным запретить такой непохвальный обычай и, между прочим, в своем послании повелел Псковским священникам "крещение творити по правилам святых отец... да потом мажите мvром великим, еже идет из Царьграда, еже искони оттуду приясте по роду православныя веры". Русская Церковь, получив полную самостоятельность от Константинопольского патриарха, вместе с свободным избранием себе и поставлением митрополита всероссийского, начала сама же приготовлять и все потребное для церковной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохранилось несомненное известие о том, что в этом году в Москве совершено было приготовление мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохранились памяти царя Михаила Феодоровича в Аптекарский приказ об отпуске разных составов патриарху Филарету Никитичу "в мvрное составление". Для этой цели из Аптекарского приказа отпущены были: янтарь добрый, корица, перетрун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напряный корень и гуляфная (розовая водка). Для этой же цели из келейной патриаршей казны выданы были смирна и кассия. С этого времени начинаются довольно частые известия о составлении мvра в Москве, а в 1710 году определено было совершать это составление через три года на четвертый. Приготовление необходимых для мvра веществ поручалось обыкновенно опытному аптекарю. От усмотрения аптекаря зависели количество и самый подбор составленных частей мvра. Разнообразие их получалось почти всякий раз довольно значительное, в зависимости от того, что известный аптекарь признавал необходимым, "для лучшаго благовоннаго духу". Так в 1667 году употреблено было для составления мvра 53 вещества, в 1681 — 64, в 1691 году — 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году — 68 и в 1721 году — 59 различных душистых веществ. Самое мvроварение производилось в Москве, главным образом, в Крестовой патриаршей палате, которая и называлась поэтому Мvроварною. Самое мvроварение начиналось в Великий Понедельник, а в Великий Четверг перед литургией совершалось торжественное перенесение мvра в Успенский собор для хранения в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участвовал и сам государь. В 1675 году Московский Собор, для единообразия, запретил епархиальным архиереям совершать у себя мvроварение. Вместе с этим собор указал в Москве заготовлять мvро для всей Русской Церкви и отсюда безплатно брать его всем архиереям для нужд каждой епархии по словам: "туне приясте, туне и дадите". Спустя 50 лет начали совершать мvроварение и в Киеве — в прилаврской трапезной церкви. Самый порядок освящения мvра совершался и совершается в Русской Церкви по особому "чину", совершенно отличному от изложенного у Симеона Солунского. Главною особенностью является то, что в нем не проводится различие между мvроварением и мvроосвящением, оба эти священнодействия представляют одно нераздельное целое, так что с окончанием первого оканчивается и второе. По этому чину требуется прежде всего устройство соответствующей печи, но не в определенной церкви или палате, а просто "на месте непроходнем". В неделю крестопоклонную великого поста, вино, деревянное масло и все вещества должны быть на месте мvроварения. В Лазареву Субботу приготавливаются составы — толкли "зелья", которых полагается, по силе возможности, побольше. В Вербное Воскресение все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совершается всенощное бдение. Утром в Великий Понедельник начинается мvроварение, которое совершается вместе с мvроосвящением. В избранном месте, где уже все приготовлено, облачается архиерей, священник и диакон. По облачении вливают в котлы вино и елей и начинают совершать особое молебное пение. За начальными молитвами и 50-м псалмом поют "Бог Господь....по сем тропарь праздника Пятидесятницы: "Благословен еси, Христе Боже наш...". На "слава и ныне" поется тропарь праздника Успения Пресвятыя Богородицы: "В рождестве девство сохранила еси...". По освящении воды архиерей читает молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный помози ми грешному, сие дело, мною начинающееся, о Тебе самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Поют канон молебный Пресвятыя Богородицы, после канона архиерей читает молитву первую Василия Великаго из вечерни Пятидесятницы, по сей молитве архиерей делает отпуст и по отпусте окропляет водой все вещества для мvроварения. Затем подкладывает под котлы дрова и обыкновенно возжигает огонь. С этого момента постоянно чередуются священники и диаконы в облачениях. Священники читают Евангелие, чтецы читают книгу Псалтирь, диаконы мешают в котлах масло и вино. В Великий Вторник, совершенно в том же порядке совершается другое молебствие. Поется Канон Иоанну Крестителю, "творение Иосифа", и читается молитва водосвятия "Велий еси Господи...", с ответствующею заменою слова "вода", словом "мvро", потом читается Апостол и Евангелия из чина освящения воды. В Великую Среду, вливают вино взамен выкипевшого и в приготовляемое мvро кладут в котлы все, кроме ароматов, приготовленные вещества. Вечером мvроварение оканчивается, мvро из котлов переливается в особые корчаги, окропленные предварительно святой водою, и, когда мvро остынет, в него влагаются ароматы (благовонные масла). Совершенно уже приготовленное мvро разливается в двенадцать сосудов, по числу двенадцати апостолов, которые одни имели право низводить на крещаемых благодать Святаго Духа через возложение рук, вскоре потом замененное мvропомазанием и запечатываются. В это время над мvром архиерей читает молитву из чина на освящение храма, с соответственною заменою слов. В Москве сосуды ставились на стол и оставлялись за печатью синодального ризничного до четверга. В Киеве сосуды оставлялись до четверга на престоле трапезной Киево-Печерской Лавры церкви. В Москве становили сосуд с мvром, уже освященным прежде. Сосуд для хранения мvра — круглый, без ручки, с узким длинным горлом, называется алавастром. По преданию, алавастр прислан из Константинополя со святым мvром в первые века христианства на Руси и вместе со всероссийской митрополией перенесен из Киева в Москву. В нем в неприкосновенности хранится преждеосвященное мvро, которое таким образом никогда не изсякало на Руси. Чин освящения мvра совершается в Великий Четверток. Пред литургией, архиерей в полном облачении, в преднесении запрестольного креста, свечей и рипид, при колокольном звоне идет с духовенством в мvроварную палату. Здесь он вручает алавастр старшему по рукоположению священнослужителю, а сосуды с приготовленным мvром раздает другим священнослужителям, и шествие тем же порядком торжественно возвращается в собор, при пении тропаря Пятидесятницы: "Благословен еси Христе Боже наш...". В соборе алавастр с преждеосвященным мvром ставится на жертвеннике, а другие сосуды — на приготовленных местах около жертвенника. Начинаются часы и Божественная литургия. На литургии, во время великого входа, во главе шествия старший священнослужитель по рукоположению несет алавастр, остальные священнослужители — сосуды с мvром, в сопровождении диаконов с рипидами, кадилами и свечами. В святых дверях архиерей принимает алавастр и ставит его на святой престол, остальные священнослужители, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сторонам престола. После слов архиерея: "И да будут милости великаго Бога...", совершается самое освящение мvра — при отверстых царских дверях, подобно тому, как и при освящении даров при архиерейском служении. Диакон, взойдя на амвон, не начинает обычной ектении, а стоит молча. В это время архиерей открывает сосуды с мvром и трижды благословляет каждый из них. Протодиакон возглашает : "Вонмем", другой диакон — "Господу помолимся", все находящиеся в алтаре поют: "Господи помилуй", и архиерей читает молитву освящения мvра: "Господи милости и Отче светов", в которой просит о ниспослании Святаго Духа на мvро, чтобы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования. После этой молитвы архиерей желает: "Мир всем", и когда диакон предложит главы преклонить, а певцы от лица народа пропоют : "Тебе, Господи", архиерей тайно читает молитву: "Тебе, Богу всех и Царю", в которой благодарит Господа, что даровал ему быть служителем сей тайны. Затем архиерей благословляет трижды каждый сосуд с мvром и закрывает их, а диакон говорит ектению: "Вся святыя помянувше....". По окончании литургии священнослужители, при пении 44-го псалма: "Отрыгну сердце мое слово благо", относят мvро в сосудохранительницу. Здесь в каждый сосуд освященного мvра вливается из алавастра по несколько капель преждеосвященного мvра и дополняется в него вновь освященным мvром, чтобы никогда не изсякал этот священный источник. Отсюда ризничий раздает святое мvро по епархиям, по мере требования. Святое мvро употребляется: 1) при таинстве мvропомазания; 2) при освящении вновь устроеннаго храма, для помазания антиминса, престола и стен и 3) при торжественном венчании царей на царство. Август, 2002 год |