Краткий устав-схема Всенощного бдения

Диакон

Восстаните…

Свящ.

Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Всенощное бдение открывается начальным возгласом утрени как более важной службы.

Духовен
ство

Приидите, поклонимся… (трижды)

Лик

103 псалом

Обычно поются только избранные стихи псалма.

Свящ.

Светильничные молитвы

Читаются тайно в алтаре.

Диакон

Великая ектенья: Миром Господу помолимся…

Лик

Блажен муж…

Это песнопение составлено из отдельных стихов 1-3 псалмов, которые должны петься двумя хорами попеременно.

Диакон

Малая ектенья: Паки и паки…

Лик

Господи, воззвах… и стихиры на Господи, воззвах

Избранные стихи 140 и 129 псалмов перемежаются краткими стихотворными песнями (стихирами) посвященными празднуемому событию. В настоящее время в приходских храмах поются чаще всего первая и последняя стихиры. Последняя стихира называется также догматиком, так как излагает догматическое учение о Воплощении Сына Божьего.

Духовен
ство

Вход с кадилом

По древним уставам священники только в этот момент входили в алтарь, а все предыдущие молитвы совершались вне него.

Лик

Свете Тихий…

Одно из древнейших христианских песнопений, относящееся, возможно, к сер. 2 века.

Прокимен

Избранные стихи псалмов, которые читаются духовенством, а первый из них повторяется хором.

Паримии

Отрывки из Ветхого Завета - паримии - читаются, как правило, только на двунадесятые праздники.

Диакон

Сугубая ектенья: Рцем вси…

Лик

Сподоби, Господи…

Основанная на цитатах из Псалмов, эта песнь возникла, вероятно, на Ближнем Востоке в середине I тысячелетия.

Диакон

Просительная ектенья: Исполним вечернюю молитву…

Лик

Стихиры на стиховне

Стиховны стихиры - стихотворные песнопения, посвященные празднуемым событиям и предваряющиеся избранными стихами псалмов (отсюда название стиховны)

Лик

Ныне отпущаеши…

Песнь Симеона Богоприимца (Лк. 2:29-32) используется в вечерней молитве Церкви едва ли не с апостольского времени.

Трисвятое… Отче наш

Лик

Богородице, Дево… (трижды), Буди имя Господне благословенно отныне и до века. Аминь. Пс. 33

Свящ.

Благословение Господне на вас…

Шестопсалмие

Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Шестопсалмие как начальная часть утрени читалось задолго до рассвета, в память о чем ныне во время чтения его принято гасить в храме свет. Во время чтения Шестопсалмия священник читает тайные молитвы утрени.

Диакон

Великая ектенья: Миром Господу помолимся…

Диакон
и лик

Бог Господь…

Диакон читает избранные стихи Пс. 117 в то время как хор повторяет Пс. 117:26.

Лик

Тропарь и Богородичен

Краткие песни, выражающие основной смысл праздника и определявшие (в оригинале) мелодический строй его песнопений. Обычно тропарь поется дважды и один раз - Богородичен. В дни праздников, выпадающих на воскресенье, поются воскресный тропарь (один раз), тропарь праздника, и воскресный богородичен.

Кафизмы и седальны

Кафизма – один из 20 отделов Псалтири. После прочтения кафизмы в первые века христианства существовал обычай сидя размышлять о прочитанном в связи с праздником. Из этих размышлений родились песнопения, называемые седальнами. На утрени полагается 2 кафизмы, по три седальна после каждой.

Диакон

Малая ектенья: Паки и паки…

Лик

Полиелей: Хвалите имя Господне…

Избранные стихи из Пс. 134-135. В определенные периоды церковного года поются Пс. 136 «На реках Вавилонских» или 17 кафизма (Пс. 119) «Блаженни непорочнии»

Лик

Тропари воскресные «по Непорочнах»: Ангельский собор удивися…

Название связано с тем, что в определенное время эти тропари поются после 17 кафизмы «Блаженни непорочнии» (Пс. 119). Возможно, что в глубокой древности они служили пасхальными песнями.

Лик

Ипакои

Лик

Степенны антифоны:  1-й, 2-й и 3-й

Антифонами эти песнопения называются потому, что поются попеременно двумя хорами. Название «Степенны» от славянского слова «ступени»: эти антифоны происходят от «песней восхождения» - псалмов, певшихся ветхозаветной Церковью антифонно на ступенях Иерусалимского храма. Обычно поется только 1-й антифон, причем во многих храмах всегда поется 1-й антифон 4 гласа «От юности моея…».

Духовен
ство

Вынос Евангелия с пением прокимна. Чтение Евангелия.

Повествования четырех евангелистов о Воскресении Христовом разделены на 11 чтений, следующих циклически друг за другом. Читаемый отрывок определяет  содержание светильна и утренней евангельской стихиры.

Все

Воскресная песнь по Евангелии: Воскресение Христово видевше…

Лик

50 псалом со стихирами

В приходских храмах обычно поется только 1-й стих псалма.

Лик
и чтец
Канон

Канон – сложное по составу поэтическое произведение, в основе которого лежат 9 хвалебных песней Священного Писания:

  1. Песнь Моисея - Исх. 15:1-18;
  2. Песнь Моисея – Втор. 32:1-43 (только в определенные дни Великого Поста);
  3. Песнь Анны, матери прор. Самуила – 1 Цар. 2:1-10;
  4. Песнь прор. Аввакума – Авв. 3:1-19;
  5. Песнь прор. Исайи – Ис. 26:9-19;
  6. Песнь прор. Ионы – Иона 2:3-10;
  7. Молитва трех отроков – Дан. 3:26-56 ;
  8. Песнь трех отроков – Дан. 3:56-88;
  9. Песнь Пресвятой Богородицы – Лк. 1:46-55 и песнь Захарии, отца Иоанна Крестителя, – Лк. 1:68-79.

В древности эти песни пелись целиком, затем (в 7-8 вв.) их стали дополнять стихотворные песни – тропари, связывавшие смысл библейской песни с праздником.

Впоследствии сами песни были заменены кратким стихотворным пересказом их содержания – ирмосом. Исключение составляет лишь Песнь Богородицы, которая в продолжение большей части церковного года поется перед 9-й песнью канона с припевом «Честнейшую херувим». В современной практике обычно за ирмосом читаются 2-4 тропаря соответствующей песни (многие каноны содержат по 12-16 тропарей в каждой песни).

Канон является важнейшим богословским источником, содержащим учение и размышление Церкви о данном празднике.

В период Великого Поста и Пятидесятницы в некоторые дни полагаются каноны не из 9, а из 3 песен - т.наз. трипеснцы, давшие название богослужебным книгам этих периодов – Постная и Цветная Триоди.

После 3-й и 6-й песней канона следует малая ектенья; кроме того, после 6-й песни поются или читаются посвященные празднику песни – кондак и икос – древний жанр молитвенной поэзии, употреблявшийся в этой части утрени до распространения канонов и вытесненный последними.

Чтец

Экзапостиларий (светилен)

Содержание светильна определяется прочитанным отрывком из Евангелия.

Лик

Хвалитны псалмы и стихиры на Хвалитех: Всякое дыхание да хвалит Господа…

Избранные стихи 148, 149 и 150 псалмов перемежаются краткими стихотворными песнями (стихирами), посвященными празднуемому событию. В настоящее время в приходских храмах поются чаще всего первая и последняя стихиры, а между ними - т.наз. утренняя евангельская стихира, соответствующая прочитанному Евангелию. Последняя стихира «Преблагословенна еси Богородице Дево» одинакова для всех восьми гласов.

Лик

Великое Славословие: Слава в вышних Богу, и на земли мир…

Составленное из многочисленных цитат из Священного Писания (в основном из псалмов), Великое Славословие является основной, специфической частью утрени. Предваряющий пение Великого Славословия возглас священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» должен звучать в самый момент восхода, при первых проблесках зари.

В письме Плиния Младшего имп. Траяну о молитве христиан I века «они собираются на рассвете, чтобы воспеть песнь Христу как Богу» скорее всего имется в виду именно Великое Славословие в его древнем варианте.

Лик

Отпустительный тропарь

На 1, 3, 5 и 7 гласы поется тропарь «Днесь спасение миру бысть…», на 2, 4, 6 и 8 гласы – «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада…» (см. ниже)

Диакон

Сугубая ектенья: Помилуй нас, Боже…, просительная ектенья: Исполним утреннюю молитву нашу…

Лик

Тропарь праздника

Завершающие молитвы. Отпуст.